Алюминиевый бум: быть или не быть автомобильным мостам из алюминия в России

Алюминий дорожает, вместе со сталью и вообще любым прокатом. Пока он не сравнялся по цене с золотом… Ладно, не сравняется, но уже сейчас КраМЗ берет тонну алюминия по 104,5 тыс. рублей… В общем, пока рост цен на него остановился, строители уже думают, как бы включить алюминий в список материалов для строительства мостов.

О том, чтобы собирать мосты, переходы и виадуки из алюминия, еще несколько лет назад никто даже слышать не хотел. Не хотел, но строил. Только в 2021 году Красноярский металлургический завод отправит в Германию 50 готовых алюминиевых мостов — первый уехал в Европу еще в январе этого года. Неплохо, если учесть, что в 2019 году таких опытных мостов было всего два — оба были сделаны опять-таки для Германии.

Опыт очень даже позитивный: в самом Красноярске при участии завода поставили сразу три моста — их больше, чем в любом другом городе России. Хотя три моста на миллионный город — это все же не очень много. Поэтому в 2021 году к ним добавятся аж две большие алюминиевые переправы. Всего сейчас работают в России сразу восемь пешеходных мостов: кроме Красноярска есть два пешеходных алюминиевых моста в Нижнем Новгороде, в Москве и в Туле. И все они построены в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги».


мост из алюминия

Полностью алюминиевый мост в Нижнем Новгороде — именно в этом городе хотят сделать первый в России алюминиевый мост для автомобилей.

Проблема только в том, что все это пешеходные мосты. И очень короткие: не больше 50 метров. Автомобильных мостов из алюминия пока нет. Но, скорее всего, они появятся: в начале года Минстрою предложили проект строительства первого полностью алюминиевого автомобильного моста в Нижнем Новгороде.

Как строить автомобильный мост пока никто не знает. В том смысле, что свода правил для строительства алюминиевых мостов просто не было. Только в 2019 году появился СП 443.1325800.2019 «Мосты с конструкциями из алюминиевых сплавов. Правила проектирования» — про то, как использовать алюминиевые конструкции на строительстве высоконагруженных объектов. Но речь шла только про пешеходные проекты: никаких автомобилей и вообще транспорта в своде правил не упоминалось.

Государство поможет строить алюминиевые мосты и мосты вообще: 3,5 тыс. мостовых конструкций признаны аварийными

Дело сдвинулось с мертвой точки, когда сразу три крупных ВУЗа, МАДИ, ЦНИИС и НИУ МГСУ, постучались в Минстрой и показали результаты исследований готовых мостовых конструкций. Из алюминия, конечно же. Оказалось, что опыты ученым вполне удались: осталось только внести изменения в свод правил для строительства мостов:


Главный документ для мостостроителей

Главный документ для мостостроителей. От того, как быстро в нем появятся изменения, зависят сроки строительства алюминиевых автомобильных мостов.

Минстрою стало очень интересно, как это мостовая конструкция из металла, который в четыре раза легче стали, смогла выдержать 85 тонн нагрузки. И тут же оказалось, что потребность в алюминии для строительства и ремонта мостов есть. Например, 3,5 тыс. небольших мостов в стране признаны аварийными или предаварийными: ремонтировать их по—старинке долго и тяжело. А вот с помощью алюминиевых балок, пролетов и других несущих элементов — проще и быстрее.


Главный документ для мостостроителей

Росавтодор планирует строить много пешеходных переходов над железнодорожными путями. Есть все шансы на то, что новые переходы будут алюминиевыми.

Что-то уже строят?

Пока нет ни одного строительного объекта, в составе которого был бы автомобильный алюминиевый мост. Но уже сейчас:

  • Проектируется алюминиевый мост для РЖД — мост будут строить на ст. Исилькуль, в Омской области.
  • Готовится проект автомобильного моста для Нижнего Новгорода.
  • Минтранс Камчатского края готовит типовой проект алюминиевых пролетов длиной до 18 метров.

Пока это только проекты, но, раз уж своды правил для строительства изменились, скоро появятся и мосты, ради которых пришлось эти правила менять. Алюминиевая Ассоциация говорит, что на конец 2020 года в работе находилось примерно 30 проектов пешеходных мостов из алюминия — скоро их будет больше, и к ним добавятся проекты автомобильных мостов. Пока небольшие компании и поставщики стройматериалов (например, мостовых конструкций и металлопрофиля) могут предложить свои услуги победителям тендеров на строительство и ремонт мостов. А если не заглядываете так далеко, то посмотрите, кому сейчас нужны металлоконструкции.